Планируя любое занятие, полезно держать в уме аксиому: головы студентов – не пустые сосуды, которые нужно просто наполнить информацией. Вообще не следует сравнивать человеческий мозг ни с пустой кружкой, ни с чистой доской, ни с чем иным, что подразумевает: достаточно просто прийти и влить в студента знания. Даже занимаясь с совсем маленькими учениками, всегда можно найти пути и задействовать уже имеющиеся у них знания (а эти знания имеются, ведь мозг учится каждый день, даже если мы сами не отдаём себе в этом отчёта).
Следовательно, изучение языка – это не про учителя, который «просто» рассказывает, и студентов, которые «просто» слушают и послушно заучивают. Ничего простого в этом процессе нет.
Учитель, обладающий минимальными знаниями о работе мозга (нейронные сети, передача информации, да-да, всё это очень интересно) и процессах запоминания, может использовать эти знания в своей работе и сделать процесс преподавания куда более эффективным. Итак, вопросы, которые мы ставим перед собой сегодня: как вовлечь студентов в обсуждение с самого начала? Как использовать уже имеющиеся у них знания для прогресса в изучении языка? Подумаем об этом.
Одна из главных проблем многих учителей заключается в том, что они видят урок линейно, не признают важности вовлечения студентов в дискуссию и не связывают новый материал с тем, что студенты уже знают. Таким образом, вместо мостов мы имеем бесконечные «провалы», а ведь могли бы беспрепятственно гулять по прекрасной языковой стране. «Но как я свяжу новую главу по экологии с предыдущей темой семьи?» - может возразить мне учитель. Здесь я могу ответить одно: это уже ваши задачи как учителя. Найдите смежные области, пути освежить лексику, пройденную ранее, составьте вопросы для скрепления тем друг с другом и так далее.
Многие учителя просто начинают урок «с пустого места», не связывая его с тем, что ученики уже знают и умеют. Не будьте таким учителем. Выстраивайте урок «по спирали» - от простого к сложному – и не забывайте всегда привлекать и освежать уже изученный материал. Знания не раз и навсегда данные величины. Студент, которого сегодня научили 5 минут говорить на определённую тему, не вымолвит и слова через неделю, если этот вид активности не будет повторяться. Уроки должны быть связаны друг с другом и помогать студентам практиковать уже изученное снова и снова.
Для таких повторений и существует «разогрев», или warm-up, на уроках английского. Разогрев в начале урока – прекрасная возможность одновременно познакомить класс с новыми идеями и связать их с тем, что уже пройдено. Во время разогрева в работу вовлекаются уже имеющиеся у студента знания. Задействуя их, студент идёт к новым шаг за шагом. Отведите на этот вид активности 10 минут урока. Задайте студентам вопросы, в которых прозвучит старая лексика, заставьте их вспомнить материал предыдущего занятия, расскажите о планах на этот урок и свяжите друг с другом вчера и сегодня. Только в этом случае в голове ученика будут не разорванные "куски" знаний. а крепкая и упругая паутинка взаимосвязей.