Для преподавателя, взявшего за основу коммуникационный подход, письменные виды активности – отличный шанс увидеть, как студенты отвечают на материал, данный в классе. Письменные задания – своеобразные окна в сознание студентов. Через них можно увидеть, что студенты знают и думают (фокус на значении) и как студенты выражают свои мысли (фокус на форме).
Письмо студентов всегда должно быть усилено способностью учителя вдохновить и вселить в них желание писать, вот почему так важно уделить внимание интересным и эффективным упражнениям.
Если вы фокусируетесь на значении, старайтесь задавать студентам вопросы по недавно пройденным темам. Это поможет активировать уже имеющиеся у них знания. Когда фокусируетесь на форме, задавайте такие вопросы, которые помогут ученикам освежить те грамматические конструкции, которые вас интересуют. Например, вместо: How do we use the Passive Voice? – сразу спросите: How can the Passive Voice be used?
Ниже мы приведём несколько письменных видов активности, помогающих студентам наладить контакт с листом и ручкой.
Рабочие станции
Развесьте от четырёх до восьми листов ватмана по стенам класса и дайте ученикам достаточно места для сбора в группы. На каждом листе написан вопрос или задание для студентов. Вопросы могут быть личными и общими, основанными на недавнем чтении, лекции или даже грамматическом принципе, который студентам нужно продемонстрировать. После того как вы создали эти «рабочие станции», установите правила для студентов. Например, каждый из студентов группы должен написать свой ответ на листе ватмана, а через 5 минут двинуться к следующей станции. Если в кабинете мало места, студенты могут работать за партами с клеящимися листами, а потом развесить их по большим настенным листам.
После того как ответы на все вопросы получены, вы можете попросить студентов прочитать все ответы и выбрать лучшие. Как учитель, вы исправляете ошибки и смотрите, насколько лексика, грамматика и содержание высказываний соответствуют уровню студентов. Такой вид активности интересен студентам своей новизной. По сути, они не делают ничего нового: отвечают на вопрос учителя. Но необходимость двигаться, равно как и возможность сразу увидеть ответы других, стимулирует их на развитие и формулировку собственных идей.
Свободное письмо
Свободное письмо – это упражнение, во время которого студенты пишут на заданную тему на протяжении определённого количества времени. Они не обращают внимания на грамматику и орфографию. Задача данного упражнения – собрать все мысли и идеи относительно топика воедино. Потом этот «безграмотный» вариант может стать отличной основой для эссе. Во время письма студент раскрепощается, потому что его не давит вечная необходимость соблюдать правила и он не тратит время на то, чтобы вспомнить ту или иную форму. Он занят именно содержанием и, соответственно, воспроизводит гораздо больше идей на заданную тему, чем в случае «формального» письма. «Причёсывать» этот безграмотный вариант можно потом. Главное, что ученик знает, о чём писать.
Быстрое письмо
Этот вид активности похож на предыдущий: студенты по-прежнему пишут, не фокусируясь на грамматике и правописании, но разница заключается в том, что им нужно написать как можно больше слов за определённый отрезок времени. Студенты будут чувствовать себя уверенно и удовлетворённо, видя, что скорость и количество их письма возрастает. Для такого упражнения даётся сравнительно лёгкий вопрос. Учитель также может освежить с учениками пройденную ранее лексику, прежде чем они примутся за задание.
Мозговой штурм
Это неформальный вид генерирования идей. Мозговой штурм можно провести в любое время, пока идёт работа над письменным заданием. «Штурмовать» можно как весь топик сразу, так и отдельную его часть, например, заключение. Во время мозгового штурма студенты не должны чувствовать давления и необходимости излагать «гениальные» мысли. Им просто нужно раскрыться навстречу всему, что приходит в голову. Это своего рода игра в свободные ассоциации. Например, если вы обсуждаете темы бедности и образования с группой продвинутых студентов, вы можете спросить следующее: “When I say ‘education,’ what pops into your mind?” Далее учитель записывает всё, что приходит студентам в голову, на доске или просит их сделать записи в тетрадях самостоятельно. Далее вопрос можно развить, чтобы помочь студентам ответить более содержательно и связно, например: “Is education important? Why?” После обсуждения и «забрасывания» идей в корзину, можно разбирать их, классифицировать и выстраивать в связный ответ.