Перейти к содержимому

Виды активности в современной классной комнате на уроках английского языка

Современная классная комната и то, что происходит в ней на протяжении урока, в корне отличается от класса предыдущего поколения. С развитием коммуникативного подхода и с появлением новых работ как теоретического, так и прикладного характера, учителя сделали большой шаг вперёд на пути к превращению класса в место для мотивированных и вдохновлённых студентов. В данной статье мы рассмотрим популярные виды активности на уроках английского языка, которые широко используются преподавателями во всём мире. Причина их популярности в том, что они доказали свою эффективность и стали неотъемлемой частью многих успешных уроков. Они позволяют открыть многие способности, заложенные в студентах, и могут быть адаптированы под учеников любого уровня – от начального до продвинутого. Это не значит, что вы обязаны использовать каждый из предложенных видов активности на своих уроках. Однако, прочитав предложенные варианты, вы можете не только внедрить некоторые из них в своё планирование, но и вдохновиться на создание собственных разработок на предложенной базе.

1. «Информационное неравенство» (Information Gap)

Данный термин употребляется по отношению к разному количеству активностей с одной общей чертой. Она сводится к тому, что один человек или группа людей обладают информацией, которой нет у другой части класса. Задача таких видов активности сводится к тому, что студенты должны взаимодействовать друг с другом, чтобы найти недостающую информацию. Например, представьте, что у одного студента есть карта со всеми отмеченными на ней реками, но на этой карте не отмечены горы. У другого студента, наоборот, есть горы на карте, но нет рек. Преподаватель может предложить студентам поделиться информацией друг с другом, соблюдая единственное правило: студенты не должны смотреть в карты друг друга, и им нужно заполнить свои карты, исходя из разговора и вопросов, которые они друг другу задают.
Ещё один простой пример информационного неравенства. Учитель записывает 10 вопросов на листе бумаге и отдаёт его одному студенту. Другой студент не видит эти вопросы, но у него есть лист с ответами на них, которые, в свою очередь, недоступны первому студенту. Первый ученик должен задавать вопросы второму, второй из предложенных вариантов ответов выбирает тот, который подходит в данной ситуации.

2. Пазл

Это классический вид активности на развитие навыка чтения и обработки информации. Существует множество его вариаций, но в самом распространённом варианте учитель делит класс на четыре группы, в то время как отрезок текста также делится на четыре части, по одной на каждую группу. Студенты в каждой группе должны прочитать свой отрезок текста. После этого группы «перемешиваются» так, что в новой группе оказывается по одному представителю из предыдущих, то есть студенты, знакомые со всеми частями разбитого текста. Они делятся друг с другом информацией, делают заметки и выстраивают полный связный текст. Этот вид активности даёт студенту возможность одновременно быть и слушателем, и лектором, и читателем. В конце учитель задаёт группам вопросы, помогающие связно выстроить окончательный вариант истории, которая была «разорванной», но обрела целостность в ходе работы и дискуссии студентов.

3. Заполнение пробелов

Этот вид активности знаком всем преподавателям английского языка: нужно заполнить пропуски в тексте, вставив недостающую информацию. Наиболее популярный и действенный вид активности – заполнение бланка с недостающей информацией по итогам прослушивания аудиозаписи. Такое упражнение очень популярно потому, что даёт студентам возможность послушать песню, разговор или лекцию, интересные студентам, то есть к моменту «изучения» подключается момент заинтересованности и мотивации. Пытаясь вставить пропущенные слова, студенты не только отрабатывают навыки слушания, но и погружаются в культуру изучаемого языка.

4. Дневник

Ведение дневника – мощный двигатель развития языковых навыков, когда студент может работать над собственной письменной речью и выражать свои мысли свободно, в творческой и непринуждённой манере. Вы можете задавать темы для дневника, просить студентов выразить мнение по тому или иному вопросу, рассказать о своих привычках и увлечениях и т.д. Дневник – прекрасная возможность пользоваться языком «по-настоящему», а также развивать навыки критического анализа и демонстрировать конкретные знания. Например, если вы хотите, чтобы студенты отработали прошедшее время, вы можете попросить их рассказать о том, что они любили делать в детстве. Как часто такой дневник берётся на проверку, зависит от учителя и его собственного планирования. Вы можете делать это два раза в неделю, а можете – два раза в месяц. Итог один: при регулярном использовании этого вида активности вы поможете студентам не только закреплять навыки, обретённые на уроках, но и свободно выражать свои мыли и привыкать к пользованию языком в реальных условиях. Оценивая дневники, учитывайте несколько критериев и обращайте большее внимание на содержание, а не на грамматику. Снизив оценку за такой вид активности, исходя только из грамматических ошибок, очень легко потерять энтузиазм и мотивацию студента и «отбить» у него желание двигаться дальше. Вот почему оценка за дневник должна базироваться на том, что студент написал, а не на том, как.

Предложенные виды активности – лишь небольшая часть всех возможных на уроках английского языка, тем не менее это самые популярные варианты работы с классом, и как мы выяснили, эта популярность объясняется результатом. Внедряя эти виды активности в процесс обучения, будьте креативны и исходите из собственных задач и уровня подготовки своих студентов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *