Перейти к содержимому

Упражнения направленные на развитие навыков чтения

В практике преподавателей английского языка существуют упражнения, направленные на то, чтобы помочь студентам читать эффективно, используя ряд вспомогательных стратегий. В то время как многие ученики считают, что чтение – это просто следование за текстом – слово за словом и предложение за предложением – учителя понимают, что чтение – гораздо более сложный процесс, требующий определённых подходов и методик.

Ваша задача как учителя – помочь студентам понять, что чтение включает гораздо больше составляющих, чем вождение взглядом (и пальцем) по строчкам. Эти составляющие: предсказание, сканирование, составление вопросов (себе, окружающим, тексту как таковому) и многие другие. Сфокусировавшись на конкретном виде активности, вы можете улучшить навыки чтения студентов. Можно концентрироваться на общем значении (и тогда нам пригодится техника просмотра, или сканирования), а можно уделять внимание частностям, грамматическим деталям, выявлению смысла незнакомых слов из контекста и так далее. Важно понимать, что учитель играет ключевую роль в том, чтобы помочь студентам «распаковать» написанное, и в этом ему помогает ряд конкретных видов активности.

Ниже мы поделимся некоторыми идеями относительно того, как простимулировать студента-читателя и помочь ему активно мыслить и участвовать в процессе чтения.

1. Предскажи по названию
Пригласите студентов к дискуссии до того, как начать чтение текста. Попросите их догадаться, о чём пойдёт речь, по названию. Дайте им небольшое количество времени на дискуссию и обоснование своих ответов.

2. Предскажи по началу
Это похожий вид активности, но на этот раз студентов приглашают подумать о том, как будут развиваться события после первого прочитанного абзаца. Это хорошее упражнение не только на фантазию и развитие разговорных навыков, но и на внимательность. Учитель может оценить, как студенты поняли первый абзац и какие выводы из него извлекли.

3. Найди слово, найди предложение
Напишите значение слова на доске, не записывая при этом само слово. Попросите студентов найти в отрывке для чтения то слово, которое соответствует определению, записанному на доске. Это упражнение развивает внимательность и не даёт студентам расслабляться, однако не стоит давать его для больших отрывков текста, если, конечно, у вас не группа уровня advanced. Для продвинутых студентов есть вариация этого упражнения – «Найди предложение». Запишите на доске вопрос и попросите студентов найти то предложение, которое отвечает на него. В таком варианте отрезок текста должен быть длиннее, чтобы усложнить задачу.

4. Читаем обрывок
Да, всё верно: не отрывок, а обрывок. Такой вид активности стимулирует студентов на то, чтобы «достраивать» смыслы по контексту, а также наглядно показывает, что вовсе не обязательно знать все слова текста, чтобы читать. Просто разрежьте страницу с текстом пополам (вертикально) и отдайте студентам левую часть. Прочитав, они должны рассказать, о чём идёт речь в статье. После обсуждения отдайте студентам правую часть. Соединяем, смотрим, обсуждаем, насколько мы оказались близки к истине и получилось ли у нас извлечь главную информацию.

5. Пишем конспект прочитанного
Конспектирование – отличный способ научиться отделять главное от второстепенного и работать с идеями текста. Учитель может оценить по конспекту, насколько эти навыки развиты у студента, и при необходимости вернуться к обсуждению ключевых моментов текста и его идейного содержания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *