Перейти к содержимому

Почему важно развивать самостоятельность у студентов

Преподаватель иностранного языка знает, что его задачи – объяснить материал, отработать его на практике, воодушевить студента на использование языка и снять тот барьер, который мешает заговорить даже «ботаникам», прекрасно владеющим теорией. Однако есть кое-что, о чём мы не должны забывать, преподавая иностранный язык, и это «кое-что» не менее, а то и более важно, чем постоянная практика.

На первый взгляд это может показаться нелепым или парадоксальным, но наша главная задача – сделать студента настолько сильным и самостоятельным, чтобы он больше в нас не нуждался. Иными словами, мы как будто ставим своей целью лишить самих же себя работы.

Вспомните птицу-мать, которая выгоняет птенцов из гнезда. Мысль очень проста. Птица понимает, что птенчики самостоятельны и им пора улетать. Она выкормила их и воспитала, и именно поэтому наступает время выбросить их из гнёздышка. Лети, птичка! Я люблю тебя, но ты самостоятельна.
И это то, о чём мы, учителя, должны постоянно помнить. Принцип «выбрасывания из гнезда» (звучит жёстко, зато правдиво) – это тот фундаментальный закон, на котором базируется преподавание хорошего учителя. Всегда помните о том, что ученики скоро уйдут, и чем больше полезных навыков для самостоятельного полёта вы им дадите, тем лучше.

Одна из самых приоритетных задач, таким образом, - помочь ученикам стать самостоятельными. Самостоятельность, как мы знаем, это способность действовать без помощи других. В деле изучения иностранного языка самостоятельность означает, что студент может пользоваться языком в разных ситуациях и контекстах, от возможности общения во время туристической поездки до написания письма иностранному другу. Быть самостоятельным также значит уметь учиться дальше без учителя: быстро находить полезные ресурсы и информацию и использовать найденное в ситуациях живого общения.

В конечном счёте, мы хотим, чтобы наши студенты могли свободно путешествовать, делиться идеями и наслаждаться всеми плюсами жизни в глобальном сообществе. Мы хотим, чтобы они посмотрели на коал в Австралии, зашли в лондонский паб в Великобритании или познакомились со звездой Голливуда в США. И всё это – свободно владея языком и не испытывая никаких сложностей в общении. Язык – это паспорт, который помогает студентам свободно перемещаться по планете и свободно общаться с представителями разных культур и сообществ. Английский язык, конечно, самый желанный из всех возможных «паспортов».

Задача учителя – выдать этот паспорт ученику. Чем больше самостоятельности мы вкладываем в студента, чем больше советов относительно самостоятельных занятий и возможностей саморазвития мы ему даём, тем успешнее он будет без нас. Стоит ли говорить о том, что ненужность учителя в конечном итоге – это штрих к его профессиональному портрету. Только став ненужными, мы приходим к конечной цели обучения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *